Элина Ягудина
Кряшены: как православные татары встали особняком
Вопреки распространённому мнению, что все татары являются мусульманами, существует и другая этноконфессиональная группа — кря́шены. О том, как происходила христианизация татар, и как сейчас обсуждается эта тема — подробнее в материале.
Падение Казанского ханства в науке
Впервые процесс христианизации части татар в Поволжье произошел во второй половине XVI-XVII веков. Тогда была сформирована группа «старокрещёных татар». Вторая же христианизация всех нерусских народов Поволжья произошла в первой половине XVIII века, когда был сформирован слой населения «новокрещёные татары». В 1552 году пало Казанское ханство и начался процесс планомерного завоевания и освоения Среднего Поволжья. В исторических сочинениях конца XVI приводились доводы о необходимости военного вмешательства. В первую очередь обоснованием этого было противостояние между русскими и татарами и, соответственно, между христианством и мусульманством. Участник взятия Казани, князь А. Курбский, писал, что завоевание началось из-за «опустошения» земли со стороны «великого и грозного измаильского племени». После падения Казанское ханство вошло в состав Русского государства. Россия открыла для себя путь по Волге, создав все необходимые предпосылки для завоевания Астраханского ханства. По некоторым подсчетам, во время захвата Казани и в последующие годы освободительной войны погибло около 1/4 всего татарского населения Казанского ханства. Пострадала не только столица – вокруг нее в радиусе 50 км не осталось ни одного татарского населенного пункта.
«Завоевание Казанского царства было, следовательно, первым завоеванием, и, что всего важнее завоеванием Татарского царства: после многих веков страдания и унижения явился наконец царь на Русь, который возвратил ей счастливое время первых князей-завоевателей.... Завоевание Казанского царства было подвигом необходимым и священным в глазах каждого русского человека; подвиг этот совершался для защиты христианства от бусурманства, охранения русских областей, опустошаемых варварами, для освобождения пленников христианских»
С. М. Соловьев, российский историк середины XIX века
Как отмечает кандидат исторических наук И.М.Измайлов, все эти доводы плотно вошли в научную среду во время советской, а позже и российской историографии. По его мнению, существует несколько «мифов», которые можно назвать «архетипами русского исторического сознания»:
1
Культурный:
дикость татар и первобытных народов края, которых надо было привести к европейской цивилизации
2
Политический
воинственность татарских государств; необходимость положить конец «набегам враждебных народов»
3
Экономический
требование «поступательного развития» России в освоении торгового пути и колонизации берегов Волги, чему мешала враждебность Казани
4
Мессианский
представления о «русском щите», который должен остановить натиск азиатских орд и стать авангардом противостояния с «враждебным исламом»
Взятие Казани (Репродукция картины Ильяса Файзуллина)
Попытка преодолеть эти взгляды была предпринята в 1920-е годы, когда историки начали подчеркивать колонизаторский характер завоевания Казани. Ряд научных деятелей в то время писал про «чудовищное избиение жителей взятой Казани» и называл колонизацию «одной из самых тяжелых страниц русской истории» (М. Г. Худяков). Однако уже к 1930-ому году наступает период возврата советской науки к теориям российской державности. Вновь начинают распространяться идеи о русском завоевании как о «меньшем зле», а затем, спустя десять лет, появились и теории о «прогрессивном» характере русских завоеваний и «добровольном» вхождении в состав России не только татарского, но и других народов.

В постсоветское время татарские историки отбросили все ранее выдвинутые теории и вернулись к морально-этической оценке завоевания Казани. Они указывали на то, что татарский народ был очень образованным в то время. В течение пятисот лет они имели средневековую государственность, исповедовали одну из мировых религий, имели развитую городскую культуру. Сопротивление Казани рассматривали как борьбу за свободу и независимость. Историки подчеркивали огромные бедствия, которые принесло это завоевание татарскому народу. Он был лишен городской цивилизации, развитых ремесел, культура была уничтожена, а религия подвергалась преследованиям.
Какая христианизация была более жёсткой?
Некоторые татарские историки придерживаются мнения, что первая христианизация при Иване Грозном опиралась на экономическое принуждение. Например, крещеным выделяли разнообразные льготы и давали налоговые послабления.

Такую же политику продолжил в свое время и Пётр I. Эту миссию правитель поручил митрополиту «преосвященному» Тихону в 1699 году. Он весьма усердно взялся за реформу по обращению «инородцев», в том числе и татар, в православную веру. Тихон понимал, что от проповедей не будет толка. Он обратился к царю с просьбой о предоставлении льгот для новообращенных: крестившиеся освобождались на три года от поборов и податей, а казанскому митрополиту выделяли деньги для строительства церквей.
После Тихона за христианизацию взялся Лука Конашевич. С ним же начался совершенно новый этап обращения в православную веру, который порой принимал жуткие формы. В 1731 году создали «комиссию для крещения казанских и нижегородских мусульман и других иноверцев», которая позже была переименована в «Контору новокрещенных дел». Священнику достаточно было облить водой человека, во многих случаях связанного, и тот становился православным. Крестили не только селами, но и целыми округами в кратчайшие сроки.



Нередко бывали случаи, когда ездившие по татарским и другим нерусским деревням миссионеры просто хватали игравших на улицах детей, отводили их в Казань и, окрестив, сажали в Зилантов монастырь для «воспитания». Вполне возможно, что такой радикализации поспособствовало неустойчивое положение в стране: началось время дворцовых переворотов, а какая-либо стабильная власть отсутствовала.

Всё это привело к противостоянию татарского народа. Уже во время правления Екатерины II татары присоединились к войску Пугачева и приняли непосредственное участие в восстании. Императрица была вынуждена выпустить указ о веротерпимости, который помог сгладить ситуацию, а в 1784 году татарские мурзы были уравнены в правах с русским дворянством.
Кряшены были всегда?
Отдельные кряшены поднимают вопрос о выделении самостоятельной кряшенской нации. Однако, как считают историки Равиль и Раиль Фахрутдиновы, такое требование не имеет должного основания. У кряшен, как минимум, нет собственного языка — они говорят на татарском. В процессе обособления у них выделилось несколько говоров, однако преимущественно кряшены говорят на казанском диалекте татарского языка. При этом круг представителей кряшенской интеллигенции считает, что крещёные татары существовали еще до Ивана Грозного, с середины I тысячелетия н.э., во время существования именьковской культуры. Историки утверждают, именьковская культура также является раннетюркской. Этот вывод делают исходя из остатков материальной культуры: керамика похожа на болгарскую ручную глиняную посуду, нет разделяющего «слоя» между культурными слоями именьковским и раннебулгарских поселений, а ряд археологических находок был найден на юге Татарстана.
Существуют подтверждения того, что еще до прихода Ивана Грозного в Казань некоторые татары были крещеными. Но тогда это были единичные случаи. Например, сын половецкого хана Кончака Юрий, сын Бату-хана Сартак были христианинами-несторианцами, но не православным. Кроме этого, если бы часть населения Волжской Булгарии была православной, то остались бы христианские могильники. Однако все найденные могильники эпохи Волжской Булгарии — мусульманские. Не существует также и подтверждения существования локального христианского населения в письменных источниках: ни в арабо-персидских, ни в русских летописях.
Таким образом, татарские историки приводят аргументы того, что христианское население татар появилось насильно в результате христианизации казанских татар и татаризированных поволжских и прикамских финнов после завоевания Казанского ханства. По некоторым источникам количество старокрещенных татар составляло около 30 тысяч, однако сколько из них в итоге вернулись в ислам — неизвестно. Сведений о количестве новокрещенных нет совсем, потому как большинство из них в 30-40-е года и в 60-е года XVIII века вновь стали мусульманами.
Современные кряшены
Современные крящены
Несмотря на постоянные дискуссии, по итогам переписи населения 2002 года кряшены получили статус субэтнической группы татар. Тогда численность кряшен в России составляет около 55 тысяч человек. В основном кряшены проживают в Татарстане, Башкортостане и Удмуртии. В царское время был создан специальный алфавит на основе кириллицы, который разрабатывался с 1862 года и окончательно сформировался в 1874 году. В кряшенский алфавит добавили четыре буквы, отличные от русской азбуки, которые обозначают звуки тюркского языка. В 1930 году его использование было прекращено на несколько десятилетий и возобновлено только в начале 90-х годов XX века, когда на нём начали издаваться богослужебные книги и публиковаться издания кряшенских общественных организаций. При этом в светской жизни использование стандартного татарского алфавита сохранилось. Имена, данные при крещении, кряшены приспособили под произношение родного языка, где ударение ставится на последний слог. Например: Иван — Ибан; Мария — Марҗа; Ульяна – Үлей; Екатерина – Кəтернə.
День памяти
Татары ежегодно отмечают Хəтер көне или День памяти в честь павших во время взятия Казани. Дискуссии о необходимости этого мероприятия постоянно витают в обществе. Одни говорят, что организовывать митинги, посвященные Дню памяти, неправильно, потому как «Казань вошла добровольно в состав России». Однако для большинства татар — это способ почтить память тех, кто когда-то сражался за независимость Казанского ханства.

Первая акция, приуроченная ко Дню памяти, состоялась в октябре 1989 года под предводительством Всетатарского общественного центра. В дальнейшем мероприятие расширялось. В начале 90-х в акции принимали участие несколько тысяч человек. После митинга на площади Свободы люди шли до Казанского Кремля, где находится символ татарского народа — башня Сююмбике. Дальше акция заканчивалась коллективные молением в честь погибших защитников Казани.
День памяти в Казани в 2020 году
День памяти начали "зажимать" постепенно. Сначала его пытались ограничить, распространяли идеи о маргинализированном населении, участвующем в мероприятии, а в 2013 году шествие и вовсе запретили. Организаторы тогда были вынуждены провести День памяти в формате обыкновенного митинга. Но затем появился закон об обязательном согласовании всех общественных собраний, и места для проведения Дня памяти, которые предлагала администрация, были неудобными. В 2020 году попытались запретить вообще какие-либо мероприятия, относящиеся к этой теме. В этом году Хəтер көне разрешили провести на окраине Казани, чем общественники остались крайне недовольны, а Всетатарский общественный центр вовсе был признан экстремистским.
У каждого народа, обладающего самосознанием и имевшим когда-либо собственную государственность, но потерявшем её в силу ряда причин, всегда есть трагические даты. Они являются напоминанием о единстве всего народа и принадлежности к общей истории. Однако кроме государственности татары в 1552 году потеряли и свою веру, пусть и на время. Значит ли, что теперь татары, отмечая День памяти, пытаются каким-то образом «ущемить» русское население? Вовсе нет. Здесь нет желания вызвать ненависть между народами. Это попытка сохранить народное и национальное сознание, возможность поминать своих предков, попытаться переосмыслить уроки прошлого и сохранить память для будущих потомков.