Попытка преодолеть эти взгляды была предпринята в 1920-е годы, когда историки начали подчеркивать колонизаторский характер завоевания Казани. Ряд научных деятелей в то время писал про «чудовищное избиение жителей взятой Казани» и называл колонизацию «одной из самых тяжелых страниц русской истории» (М. Г. Худяков). Однако уже к 1930-ому году наступает период возврата советской науки к теориям российской державности. Вновь начинают распространяться идеи о русском завоевании как о «меньшем зле», а затем, спустя десять лет, появились и теории о «прогрессивном» характере русских завоеваний и «добровольном» вхождении в состав России не только татарского, но и других народов.
В постсоветское время татарские историки отбросили все ранее выдвинутые теории и вернулись к морально-этической оценке завоевания Казани. Они указывали на то, что татарский народ был очень образованным в то время. В течение пятисот лет они имели средневековую государственность, исповедовали одну из мировых религий, имели развитую городскую культуру. Сопротивление Казани рассматривали как борьбу за свободу и независимость. Историки подчеркивали огромные бедствия, которые принесло это завоевание татарскому народу. Он был лишен городской цивилизации, развитых ремесел, культура была уничтожена, а религия подвергалась преследованиям.